Неточные совпадения
Томилин «беспощадно, едко высмеивал тонко организованную
личность, кристалл, якобы способный отразить спектры всех огней жизни и совершенно лишенный
силы огня веры в простейшую и единую мудрость мира, заключенную в таинственном слове — бог».
Постепенно начиналась скептическая критика «значения
личности в процессе творчества истории», — критика, которая через десятки лет уступила место неумеренному восторгу пред новым героем, «белокурой бестией» Фридриха Ницше. Люди быстро умнели и, соглашаясь с Спенсером, что «из свинцовых инстинктов не выработаешь золотого поведения», сосредоточивали
силы и таланты свои на «самопознании», на вопросах индивидуального бытия. Быстро подвигались к приятию лозунга «наше время — не время широких задач».
— В семидесятых годах признавали действующей
силой истории —
личность…
— «Внутренняя жизнь
личности есть единственно творческая
сила человеческого бытия, и она, а не самодовлеющие начала политического порядка является единственно прочным базисом для всякого общественного строительства».
— Что же это… какой же это человек? — шепотом спросил жандарм, ложась грудью на стол и сцепив пальцы рук. — Действительно — с крестами, с портретами государя вел народ, да?
Личность?
Сила?
Она не теряла из вида путеводной нити жизни и из мелких явлений, из немудреных
личностей, толпившихся около нее, делала не мелкие выводы, практиковала
силу своей воли над окружавшею ее застарелостью, деспотизмом, грубостью нравов.
«Это не бабушка!» — с замиранием сердца, глядя на нее, думал он. Она казалась ему одною из тех женских
личностей, которые внезапно из круга семьи выходили героинями в великие минуты, когда падали вокруг тяжкие удары судьбы и когда нужны были людям не грубые
силы мышц, не гордость крепких умов, а
силы души — нести великую скорбь, страдать, терпеть и не падать!
Можно установить четыре периода в отношении человека к космосу: 1) погружение человека в космическую жизнь, зависимость от объектного мира, невыделенность еще человеческой
личности, человек не овладевает еще природой, его отношение магическое и мифологическое (примитивное скотоводство и земледелие, рабство); 2) освобождение от власти космических
сил, от духов и демонов природы, борьба через аскезу, а не технику (элементарные формы хозяйства, крепостное право); 3) механизация природы, научное и техническое овладение природой, развитие индустрии в форме капитализма, освобождение труда и порабощение его, порабощение его эксплуатацией орудий производства и необходимость продавать труд за заработную плату; 4) разложение космического порядка в открытии бесконечно большого и бесконечно малого, образование новой организованности, в отличие от органичности, техникой и машинизмом, страшное возрастание
силы человека над природой и рабство человека у собственных открытий.
Ваши средства принадлежат вашей обстановке, а не вашей
личности, за них бесчестье не вам, — но честь вашему уму и
силе вашего характера.
Новые друзья приняли нас горячо, гораздо лучше, чем два года тому назад. В их главе стоял Грановский — ему принадлежит главное место этого пятилетия. Огарев был почти все время в чужих краях. Грановский заменял его нам, и лучшими минутами того времени мы обязаны ему. Великая
сила любви лежала в этой
личности. Со многими я был согласнее в мнениях, но с ним я был ближе — там где-то, в глубине души.
Семя было брошено; на посев и защиту всходов пошла их
сила. Надобно было людей нового поколения, несвихнутых, ненадломленных, которыми мысль их была бы принята не страданием, не болезнью, как до нее дошли учители, а передачей, наследием. Молодые люди откликнулись на их призыв, люди Станкевичева круга примыкали к ним, и в их числе такие сильные
личности, как К. Аксаков и Юрий Самарин.
Я всегда веду борьбу за независимость
личности, не допускаю ее смешения с какой-либо коллективной
силой и растворения в безликой стихии.
Свобода есть моя независимость и определяемость моей
личности изнутри, и свобода есть моя творческая
сила, не выбор между поставленным передо мной добром и злом, а мое созидание добра и зла.
Я принужден жить в эпоху, в которой торжествует
сила, враждебная пафосу
личности, ненавидящая индивидуальность, желающая подчинить человека безраздельной власти общего, коллективной реальности, государству, нации.
И остается непонятным, откуда
личность возьмет
силы противопоставить свою свободу власти природы и общества, власти детерминизма.
Он не переживал с остротой проблему свободы,
личности и конфликта, но с большой
силой переживал проблему единства, целостности, гармонии.
Но откуда
личность возьмет
силы для такой борьбы?
В религии Диониса, которую теперь сближают с христианством, не было еще
личности; дионисическая трагедия целиком совершается еще в стихии натурального рода; в ней все возрождается в стихийности и хаотичности природных
сил.
Россия в
силах будет отразить восточно-монгольскую опасность, если победит в себе татарщину, охранит себя от американской безличности и укрепит в себе мужественно-христианскую активность
личности.
Лишь церковная философия в
силах решить проклятые вопросы, лишь ей доступны проблемы свободы и зла,
личности и мирового смысла, реализма и брачной тайны познания.
Но этот же самый божественный человек, согласно учению гуманистического позитивизма, произошел из низкого состояния, вышел из недр неорганической материи; этот человек смертен, этот человек не обладает даже реальным единством
личности и есть лишь игра природных и социальных
сил.
Должен до конца совершиться нейтральный прогресс очеловечения человечества, исхода из природно-звериного состояния, элементарного освобождения человеческих
сил, первоначальной постановки человеческой
личности на ноги.
Видно, что его, может быть, от природы и не слабую
личность сильно подавили в свое время и отняли-таки у него значительную долю природной
силы души.
— Откроем приют для угнетенных; сплотимся, дружно поможем общими
силами частному горю и защитим
личность от семьи и общества. Сильный поработает за бессильного: желудки не будут пугать, так и головы смелее станут. Дело простое.
— Непременно так! — воскликнул Вихров. — Ты смотри: через всю нашу историю у нас не только что нет резко и долго стоявших на виду
личностей, но даже партии долго властвующей; как которая заберет очень уж
силу и начнет самовластвовать, так народ и отвернется от нее, потому что всякий пой в свой голос и других не перекрикивай!
Среди образованных не верующие ни во что всё-таки хоть в себя верили, в свою
личность, в
силу своей воли, — а ведь этот себя не видит, не чувствует!
Но заметим, что и в деле науки и литературы за великими
личностями всегда сохранялся тот характер, который мы обозначили выше, —
сила естественных, живых стремлений.
Вот в этих-то слабохарактерных
личностях пенкосниматели и черпают ту
силу, которая так изумляет исследователей современности.
И вот Петр является в нашей истории как олицетворение народных потребностей и стремлений, как
личность, сосредоточившая в себе те желания и те
силы, которые по частям рассеяны были в массе народной.
Когда Ниагарский водопад, сокрушив скалу, его образующую, уничтожится напором собственных
сил; когда Александр Македонский погибает от избытка собственной энергии, когда Рим падает собственной тяжестью, — это явления возвышенные; но потому, что Ниагарский водопад, Римская империя,
личность Александра Македонского сами по себе уже принадлежат области возвышенного; какова жизнь, такова и смерть, какова деятельность, таково и падение.
Приписывать его действия произволу человекообразного существа еще легче, нежели объяснять подобным образом другие явления природы и жизни, потому что именно действия случая скорее, нежели явления других
сил, могут пробудить мысль о капризе, произволе, о всех тех качествах, которые составляют исключительную принадлежность человеческой
личности.
Здоровая, сильная
личность не отдается науке без боя; она даром не уступит шагу; ей ненавистно требование пожертвовать собою, но непреодолимая власть влечет ее к истине; с каждым ударом человек чувствует, что с ним борется мощный, против которого
сил не довлеет: стеная, рыдая, отдает он по клочку все свое — и сердце и душу.
— Началась, — говорит, — эта дрянная и недостойная разума человеческого жизнь с того дня, как первая человеческая
личность оторвалась от чудотворной
силы народа, от массы, матери своей, и сжалась со страха перед одиночеством и бессилием своим в ничтожный и злой комок мелких желаний, комок, который наречён был — «я». Вот это самое «я» и есть злейший враг человека! На дело самозащиты своей и утверждения своего среди земли оно бесполезно убило все
силы духа, все великие способности к созданию духовных благ.
И действительно, вслед за тем г. Головачев говорит, что по
силе права (противного духовно-нравственному чувству) нужен непременно выкуп
личности.
Их развитие не так высоко, чтобы понять значение своей родины в среде других народов; их чувства не так сильны, чтобы выразиться в практической деятельности; их
личность не столько самобытна, чтобы в собственных
силах искать прав на какое-нибудь значение.
Настоящая государственная власть в древней России не существовала по крайней мере до возвышения государства Московского. Древние князья называли Русь своею отчиною и действительно, как доказал недавно г. Чичерин, владели ею скорее по вотчинному, нежели по государственному праву. По утверждении же Московского государства, — одна уже возможность такой
личности, как Иван Грозный, заставляет отказаться от обольщения относительно
силы и значения думы боярской или какого бы то ни было уравновешивающего, влияния.
Понимая патриотизм таким образом, мы поймем, отчего он развивается с особенною
силою в тех странах, где каждой
личности представляется большая возможность приносить сознательно пользу обществу и участвовать в его предприятиях.
Но в сценах народных, принимая их в современном значении, в создании
личности весельчака, сказочника, песельника и балагура, Торопки Голована, дарование Загоскина явилось не только с тою же
силой, но даже с большим блеском, чем в прежних сочинениях.
Бесприютный представлял такую
личность бродяжьей профессии. Каторжная, скорбная дорога овладела в его лице недюжинной, незаурядной
силой.
Катерина Матвеевна. А мое воззрение другое, — я нахожу, что чем грубее та среда, в которой приводится работать, тем больше нужно энергии. Потому что в
силу чего могут измениться эти уродливые отношения, как не в
силу тех идей и заложений, которые мы внесем в них. Я сознаю свое влияние над этими людьми и посильно употребляю его. И вы призваны облагородить еще свежую
личность Петра. Он с своей стороны тоже вносит идеи в эту мертвящую среду. Вот Анатолий Дмитрич так же судит.
Катерина Матвеевна(к Венеровскому).Нет, позвольте, позвольте! Во мне столько возникло идей по случаю посещения этой школы! Является вопрос: что вы хотите сделать из этих
личностей? Признаете ли вы развитие каждого индивидуума за несомненное благо, или развитие единицы без общественной инициативы может повредить этим единицам в
силу существующего ненормального порядка?
Каждый стал столь ревнив к своей
личности, что изо всех
сил старался лишь унизить и умалить ее в других; и в том жизнь свою полагал.
Современная буржуазная мысль, выработавшаяся выродившаяся и бесталанная, предвидя великие события, бороться с коими она не
силах, идет к Востоку, пытается оживить умирающие идеи и учения о призрачности мира, о бессмыслии жизни, об анархическом своеволии
личности, оправдывающем ее фантазии и капризы, ее жестокость и деспотизм.
Бегство от мира, отречение от действительности обыкновенно прикрывается желанием «личного совершенствования»; но все на земле совершенствуется работой, соприкосновением с тою или иною
силой. В существе своем это «личное совершенствование» знаменует оторванность от мира, вызывается в
личности ощущением ее социального бессилия, наиболее острым в годы реакции. Так, у нас в России эпидемия «совершенствования» была очень сильна в глухую пору 80-х годов и возродилась после 1905 года.
Вот непримиримое противоречие Запада и Востока. Именно это, рожденное отчаянием, своеобразие восточной мысли и является одной из основных причин политического и социального застоя азиатских государств. Именно этой подавленностью
личности, запутанностью ее, ее недоверием к
силе разума, воли и объясняется мрачный хаос политической и экономической жизни Востока. На протяжении тысячелетий человек Востока был и все еще остается в массе своей «человеком не от мира сего».
Поворот к мистике и романтическим фантазиям — это поворот к застою, направленный в конце концов против молодой демократии, которую хотят отравить и обессилить, привив ей идеи пассивного отношения к действительности, сомнение в
силе разума, исследования, науки, задержать в демократии рост новой коллективистической психики, единственно способной воспитать сильную и красивую
личность.
Задача европейской науки — именно в том, чтобы, изучив
силы природы, заставить их работать на человека, освободить
личность из плена догмата, суеверий, предрассудков, из тисков подневольного труда и претворить освобожденную физическую энергию в духовную.
Так, на первой степени развития невежественного народа, человек, пораженный необычайной
силой или ловкостью какого-нибудь дикого героя, забывает и свою
личность и
личность своих ближних и, вместе со всеми, признает свое полное ничтожество пред удивительным богатырем и его беспредельную власть над собою.
Даже натура чисто созерцательная, не проявившаяся в энергической деятельности общественной, но нашедшая в себе столько
сил, чтобы выработать убеждения для собственной жизни и жить не в разладе с этими убеждениями, — даже такая натура не остается без благотворного влияния на общество именно своей
личностью.
Тем сильнее было, конечно, обаяние
личности Станкевича, соединявшего с простотою и искренностью необыкновенную мягкость характера,
силу чувства и способность увлекаться всем прекрасным.